Таис Афинская
Отрывки из книги Ивана Ефремова. Роман Таис Афинская основан на известном по античным источникам историческом эпизоде: сожжении Персеполиса-одной из столиц персидского царства- знаменитой афинской гетерой, участвовавшей в походе Александра Македонского.
В эту эпоху произошли большие религиозные кризисы. Повсеместная замена древних женских божеств на мужские. В книге показаны древнейшие религиозные культы- остатки матриархата, связанные с великой женской богиней, которые исчезают, теряют влияние в эпоху эллинизма. Главное действующее лицо в книге-женщина, допущенная к тайным обрядам женских божеств, достаточно образованная, в эпоху Александра такой женщиной могла быть только гетера высшего класса. Таис, как реальная историческая личность, как нельзя лучше подходит для этой цели. Гетеры, особенно афинские, были женщинами выдающегося образования и способностей, достойными подругами величайших умов и деятелей искусства того времени. Подобно современным гейшам Японии, гетеры развлекали, утешали и образовывали мужчин, не обязательно торгуя телом, а скорее щедро обогащая знаниями.
Духовная жизнь
Современному читателю может показаться чрезмерным изобилие храмов, статуй, преувеличенным- значение художников и поэтов. Вся духовная жизнь того времени вращалась вокруг искусства и поэзии, в меньшей степени вокруг философии. Эллин не мог представить себе жизни без любования -долго и многократного - предметами искусства и созерцания прекрасных построек. Нечто похожее мы видим в современной Японии: созерцание камней, цветов, самоуглубленное слияние с природой в чайных домиках над лотосовыми прудами, под шум журчащей воды и звучание бамбуковых колокольчиков.
Еще большее значение имело для эллина созерцание человеческой красоты, прежде всего в живых людях, а не только в статуях, картинах и фресках. Очень много времени они посвящали своим атлетам, гетерам, танцовщицам. Значение художников как воплотителей красоты и их живых моделей было огромно и не имело аналогов в последующих временах и странах, за исключением Индии в первом тысячелетии нашей эры.
Количество скульптур в храмах, галереях, на площадях и в садах, не говоря уже о богатых частных домах, трудно вообразить. В каждой декаде века выделялись десятки художников, создававших многие сотни произведений (например, Лисип с его полутора тысячами скульптур, Пракситель - с 600, Фидий - с 800). Общее количество художественных произведений, преимущественно скульптуры, накопленные за несколько веков процветания эллинского искусства, колоссально. Ничтожная часть этого гигантского художественного наследия дошла до нас лишь в римских мраморных копиях. Металлические скульптуры в позднейшие времена были переплавлены невежественными завоевателями в пушки и ядра. Например, от столь плодовитого скульптора, каким был Лисип, до нас не дошло ни одной оригинальной статуи, потому что он работал преимущественно в бронзе.
Некоторые удивительные находки, неизвестные прежним историкам, являются свидетельствами очень больших умозрительных открытий прежних цивилизаций. Счетная машина для планетных орбит существует на самом деле; хрустальные линзы тщательной шлифовки найдены в Междуречье и даже в Трое; счет времени у индийцев, достижения врачевания, астрономии и психофизиологии известны в исторических свидетельствах и в древних философских книгах.
Описание самого древнего святилища Великой Матери и сопутствующих объектов - обсидиановых зеркал, статуэток, фресок - заимствованы из новейших открытий неолитических городов Центральной Анатолии: Чатал - Хююка, Хачилара, Алишар - Хююка, возникших в десятом-седьмом тысячелетии до нашей эры, а может быть, и в еще более древние времена. Храм в Гиераполе неоднократно упоминается древними авторами.