Древнейшая Крито - Микенская цивилизация.
Изображения женщин в критской живописи и мелкой скульптуре встречается очень часто. Это дает основание думать, что женщина занимала почетное место в обществе. Этих критских женщин исследователи прозвали Парижанками , дамами в голубом. придворными дамами; такие прозвища к ним подходят , хотя на самом деле парижанки были, возможно, жрицами. У них тончайшие талии, голубые и гранатовые платья с пышными кринолинами, открытые корсажи, затейливые прически, перевитые жемчугом, с локонами, выпущенными на лоб, холеные обнаженные руки, тонкие носы с горбинкой и маленькие ротики с застывшей полуулыбкой. Фреска Кносского дворца Парижанка относится к 16-15 в.в. до н.э.
Жрицы культа Матери-Природы
Главными действующими лицами ритуальных сцен, изображенных на фресках, являются женщины. Они - жрицы культа Матери - Природы. Естественно исполнение столь важных функций женщинами ставило их в привилегированное положение. С другой стороны каждая из них по своей природе была олицетворением Богини-Матери. Такое положение женщины не могло не сказаться на ее внешнем облике. Костюм женщины аристократки поражает. Это прекрасно разработанный крой, подчеркивающий все характерные особенности женской фигуры; пышную грудь, тонкую талию, округлые, широкие бедра. Роскошные распущенные волосы критянок поддерживала драгоценная диадема или венец. На большинстве изображений женщин и особенно на статуэтках богинь узкий лиф платья оставлял грудь совершенно обнаженной. В основных чертах силуэт оставался неизменным, но существовало множество вариантов платья: то цельнокроеное, то юбка украшена поперечными полосами, то сплошь состоящее из оборок - служил одной цели - подчеркнуть женственность.
Окруженная тысячелетней тайной исчезновения с лица земли критская культура задает нам трудные загадки. Остается нерешенным вопрос, как возник этот тип женской одежды, что предшествовало ему, почему он погиб, почему он никак не повлиял на греческий костюм последующих эпох. Критский женский костюм привлекает своей необычностью и какой-то странной и неразгаданной близостью к современному, чем-то неуловимо напоминает модели современных парижских кутюрье.
Древнеиндийская цивилизация
Еще одна древнейшая цивилизация, где верования, каноны искусства и поклонение женщине так переплетаются с погибшим искусством Крита.
Поклонение женщине, ее красоте у нас, мне кажется сильнее, - начал индиец, - и сила прекрасного в нашей стране больше, чем у вас... У нас физическая любовь возвышена не только до служения красоте и тайнам природы, как в Элладе, но и до служения богам, как это было у предков индийского народа на Крите, в Азии и Финикии...
В сонме богов и богинь многочисленные солнечные красавицы небес - сурасундари или апсары, помощницы Урваши. Одно из главных дел их - вдохновлять художников на создание прекрасного для понимания и утешения всем людям. Солнечные девушки несут художникам, собственный образ, и потому называются читрини; от слова читра- картина, изваяние, словесное поэтическое описание. Сонм читрини отличается общими, свойственными им всем чертами.
Эта женщина - радостная танцовщица, смелая возлюбленная, гибкая и сильная Читрини - невысокого роста, с очень тонкой талией и круто выгнутыми бедрами, с сильной стройной шеей, с маленькими руками и ногами. Ее плечи прямые, уже, чем бедра, ее груди очень крепкие, высокие, сближенные между собой, потому что широки в основании. Лицо ее кругло, нос прямой и маленький, глаза большие, брови узкие, волосы чернее индийской ночи. Ее естественный запах-меда. (Таис Афинская)